Исследуя мозг на современных сканах, ученые с абсолютной точностью доказали, что человек учится только тогда, когда ошибается. И не только человек, но и животные. Например, интересный эксперимент провели над макаками. Выполняя упражнения исследователей, обезьянки получали вознаграждения – в этот момент в их мозге ничего не происходило. Но как только они выполняли задания и не получали вознаграждения, в мозге обезьянок появлялись новые связи. Еще раз повторюсь, это очень важно: если обезьянка выполняет задание, она получает вознаграждение, снова выполняет задание – снова получает вознаграждение, ничего в ее обучаемости не меняется, она ничего нового не узнает. Но как только она делает задание и не получает вознаграждение, то есть, переводя на человеческий язык, терпит неудачу, она сразу же обучается. То же самое происходит и у людей. Но наше образование построено совершено дурацким,наивреднейшим образом. У нас в школах все наоборот: тот, кто ошибается, получает «двойки», детей наказывают за ошибки, тот, кто не ошибается, получает «пятерки». Может быть, поэтому двоечники и троечники в конечном итоге становятся большими руководителями корпораций и банков, а отличники работают у них в подчинении. Ведь, казалось бы, насколько простая истина – человек учится только тогда,когда делает ошибки.
Владимир Довгань